Итоги политики нынешнего правительства последних лет воистину удивительны. За ничтожный, по нашим историческим меркам, отрезок времени государство Российское превратилось из самого богатого в самое бедное. И если еще вчера никто в мире не мог сравниться с экономической мощью нашего государства, то сегодня мы стали самым большим в мире должником.
Государственный долг России составляет астрономическую величину – 750 триллионов рублей, в том числе внешний долг – 130 миллиардов долларов. При этом более чем вдвое сократился объем производственной деятельности, в не меньшей степени снизился уровень жизни населения, впятеро сократились расходы на науку, вчетверо – капитальные вложения. Треть наших граждан оказались в нищете, а каждый пятый – недоедает.
В экономике, как и в физике, действует закон сохранения энергии. Если Российское государство и население потеряли сразу более половины своих доходов, значит, кто-то их приобрел. Кто? Ответ на этот пикантный вопрос найти нетрудно – достаточно взглянуть на данные официальной статистики.
Ожидаемые итоги этого года, как, впрочем, и предшествующих лет, впечатляют. Правительство не выполнило ни одной из поставленных целей. Даже по ключевому направлению проводимой политики – снижению инфляции – результаты нулевые. Темп инфляции не ниже, чем в прошлом году, хотя реальная зарплата упала почти на треть, а дефицит федерального бюджета – вдвое ниже запланированного уровня. Государство лишилось изрядной части своего имущества, а доходы от его приватизации составили ничтожную величину. Десятки триллионов рублей изъяты у населения всякого рода финансовыми компаниями, эмиттировавшими при попустительстве со стороны государства свои акции, а производственные инвестиции сократились на четверть.
В то же время цены на сетевой газ за девять месяцев этого года выросли в тринадцать (!) раз, а зарплата в газовой промышленности в пять раз выше, чем в машиностроении или науке. Приближенный к премьеру “Газпром” строит самое роскошное офисное здание в Европе и приобретает за бесценок сотни разоренных сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Связанные с советниками г-на Чубайса иностранные компании “делают” сотни миллионов долларов на перепродаже акций приватизируемых российских предприятий, захватывают контроль над нашим рынком ценных бумаг и прихватывают в свое распоряжение наши предприятия, которые потенциально могли бы составить им конкуренцию. Десятки триллионов рублей не поступили в бюджет из-за льгот, предоставленных правительством приближенным коммерческим структурам.
Правительственные апологеты называют это чудовищное ограбление века “платой за реформу”. Как будто увеличение государственного долга и почти бесплатная раздача государственного имущества является реформой. Фактически все наше общество оказалось заложником политики временщиков, которые преследуют свои собственные цели, явно противоречащие общественным и государственным интересам. Свою политику они пытаются оправдать общетеоретическими рассуждениями о макроэкономической стабилизации или приватизации, на практике поощряя злоупотребления по увеличению цен со стороны естественных монополий и подрывая элементарное уважение к праву собственности. И в довершение пытаются внушить общественности мысль о неизбежном обнищании страны в силу якобы внутренней ущербности российской экономики и общества.
На самом деле уровень развития отечественной экономической науки позволяет не только разрабатывать конструктивные предложения и программы, перехода от кризиса к росту, но и давать достоверные прогнозы экономического положения в стране в зависимости от принимаемых решений. В прошлом году мы предлагали правительству и Государственной Думе реальный план экономической стабилизации и перехода к росту и вместе с ним прогноз ожидаемых последствий осуществления правительственного плана. Как видно из приводимых ниже таблиц, наш прогноз оказался достаточно точным, в отличие от правительственного, который разошелся с реальностью в полтора раза. То же самое произошло в прошлом году, когда мы предупреждали правительство о том, что реализация предложенного им плана экономической политики на 1994 год неизбежно даст более чем 20-процентное сокращение промышленного производства.
Таблица 1
Основные показатели Прогноз Утонченный Альтерна- Ожидаемые
прогноза на 1995 год прави- прогноз тивный результаты
тельства правительства прогноз
ВВП
Объем, трлн руб. 925-950 930-1000 1548 1580
К предыдущему году, % 92-94 88-92 95
Индекс-дефлятор, % к предыдущему году 167 170-176 270 265
Инфляция (рост потребительских цен) к пре- дыдущему году 178-182 283-294 в среднем за месяц, % 2 2,5-3,5 7 6,3-7,0
Продукция промышленности Объем, трлн руб. 450-465 460-490 723 930 К предыдущему году, % 88-90 86-90 87 96 Индекс-дефлятор оптовых цен, % к предыдущему году 172 174-181 245 284-292
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования Объем, трлн руб. 190-200 180-200 232 210-230 Индекс-дефлятор к предыдущему году, 180 180-185 275 249-260
Таблица 2
Основные показатели Проект Утверждено Расчеты, Ожидаемые
консолидированного правитель- законом о основанные результаты
бюджета 1995 года ства бюджете на альтер-
нативном
варианте
прогноза
Доходы
Всего 298,96 401,5 429,23
Доля в ВВП, % 32,3-31,5 25,9 27,17
Расходы
Всего 365,54 482,98
Доля ВВП, % 39,5-38,5 30,57
Дефицит 66,58 53,75
Доля в ВВП, % 7,2-7,0, 3,4
Таблица 3
Основные показатели Проект Утверждено Расчеты, Ожидаемые
федерального правитель- законом о основанные результаты
бюджета 1995 года ства бюджете на альтер-
нативном
варианте
прогноза
Доходы
Всего 144,2 175,16 213,76
Доля в ВВП, % 15,4 18,2 13,5
Расходы
Всего 216,72 248,34 272,51
Доля в ВВП, % 23,1 25,8 17,2
Дефицит 72,08 73,18 58,75
Доля в ВВП, % 7,6 7,6 3,7
Сегодня для всех, кто разбирается в состоянии российской экономики, независимо от их идеологических пристрастий, очевидна необходимость принятия комплекса мер по оживлению производства и преодолению депрессии, включающего:
– проведение налоговой реформы с целью снижения бремени налогообложения товаропроизводителей и расходов на развитие производства;
– защиту внутреннего рынка и пресечение недобросовестной конкуренции со стороны импортеров;
– подъем конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, в том числе через проведение соответствующей политики обменного курса рубля и поддержку промышленного экспорта;
– подавление инфляции за счет сочетания мер монетарной политики с решительной борьбой по разрушению мафиозных структур, захвативших контроль над рынком и взвинчивающих цены на товары народного потребления, а также со злоупотреблениями со стороны естественных монополий, которые раскручивают “инфляцию издержек”, вздувая цены на энергоносители, сырье и транспортные услуги;
– стимулирование инвестиционной активности как путем осуществления государственных инвестиционных программ, так и путем предоставления гарантий и субсидий частным инвесторам через специальные институты развития;
– повышение конечного спроса на товары отечественного производства на основе осуществления программы восстановления сбережений граждан и закупок высокотехнологических товаров коллективного пользования;
– эффективную защиту прав собственности путем укрепления судебной системы разрешения хозяйственных споров, наведения порядка в управлении государственным имуществом, практического введения законодательства о коммерческих и некоммерческих организациях разных типов.
Перечень очевидных направлений желаемой экономической политики можно продолжить. Многие из них настолько очевидны, что получили отражение даже в президентских посланиях, да и в программах самого правительства. Проблема заключается не в отсутствии реалистичной программы преодоления кризиса. Такая программа есть – она разработана нашим научным сообществом на основе требований и предложений со стороны отечественных деловых кругов, профсоюзов, трудовых коллективов, субъектов Федерации с учетом мирового и отечественного исторического опыта, современных экономических знаний. Политическая воля парализована предательством.
Те, кому доверена власть, используют ее по личному и корпоративному назначению не из-за недостатка образования, хотя это тоже имеет место. Главная проблема их политического выбора связана с заангажированностью соответствующими коммерческими структурами. Простое сопоставление фактов свидетельствует, например, о том, что г-н Черномырдин не может бороться с инфляцией, так как главным ее источником в настоящее время является взрывной рост цен на сетевой газ и другие источники энергии. Г-н Чубайс и Ко не могут быть заинтересованы в наведении порядка в управлении государственным имуществом, так как их советников-наставников устраивают огромные сверхприбыли от внешне беспорядочной раздачи огромных кусков госсобственности. Так же и подвизающиеся вокруг казны компании определяют политику Минфина, заставляя его наращивать обслуживание растущего как на дрожжах государственного долга в ущерб расходам на социальную сферу и народное хозяйство.
Наш план по восстановлению экономической активности позволяет, опираясь на внутренние ресурсы, обеспечить реальную экономическую стабилизацию и переход к росту в течение первых двух лет его осуществления. Начиная со второго года можно ожидать устойчивый рост – 5-7% в год. При этом объем капитальных вложений в производство будет увеличиваться на 20-30% в год. В результате мы сможем не только создать все необходимые предпосылки для устойчивого развития России в числе передовых стран в будущем столетии, но и восстановить к 2005 году докризисный уровень потребления населения. Если наша программа не будет реализована – ныне живущие россияне уже никогда не приблизятся к тому уровню социальных гарантий и обеспечения населения, который был в 1990 году.
Сегодня Запад охотно платит за “ошибки” нынешнего правительства. Почему бы не платить, если многомиллиардные займы сторицей возвращаются – через десятки миллиардов долларов вывезенного из России капитала и сотни миллиардов долларов присвоенного почти даром имущества.
Быстрое обнищание россиян сопровождается не менее быстрым наращиванием государственного долга. Для нынешних временщиков это не кажется угрозой – они даже заинтересованы во втягивании России в безнадежные долги. Ведь тогда покровительствующие им иностранные кредиторы будут определять проводимую в стране политику, в том числе – кадровую.
Нет ответа только на один вопрос: хватит ли нашим детям средств для оплаты векселей, которые выдает нынешнее правительство, раздавая одновременно государственные активы? На каждого работающего россиянина уже приходится 7 миллионов рублей внешнего долга, а это 12 среднемесячных зарплат.
Ясно, что продолжение прежней линии экономической политики (именно это и предлагает правительство на будущий год) несовместимо с принципами экономической самостоятельности России и интересами российских товаропроизводителей, общества и государства. Беспомощно идя на поводу пожеланий иностранных кредиторов, руководители нашего правительства явно перепутали заказчика. Не ясно лишь, почему мы все это сносим, легко расставаясь не только с могуществом нашей страны, но и с возможностями нашего будущего экономического развития.
Сергей ГЛАЗЬЕВ, председатель комитета Государственной Думы по экономической политике