Клеопатра и ее мужчины

Кра­со­та Эли­за­бет ТЕЙ­ЛОР ка­за­лась стран­ной, но толь­ко до тех пор, пока вы не по­па­да­ли под ее оча­ро­ва­ние. “А тогда, – как за­ме­тил пи­са­тель и пуб­ли­цист Эллис Эм­бурн, – в ней можно было ис­чез­нуть, как в чер­ной дыре. Ее ла­ван­до­вые глаза, об­рам­лен­ные пыш­ны­ми рес­ни­ца­ми, бук­валь­но за­во­ра­жи­ва­ли. Они были вос­хи­ти­тель­ны, за­га­доч­ны, та­ин­ствен­ны” .

Один из мужей Эли­за­бет Тей­лор, при­чем по­бы­вав­ший в этой “долж­но­сти” два­жды, зна­ме­ни­тый актер Ричард Бар­тон, был не менее крас­но­ре­чив: “Самая цель­ная, осле­пи­тель­но кра­си­вая, да­ле­кая, от­стра­нен­ная, самая недо­ступ­ная из всех, с кем мне до­ве­лось об­щать­ся”.

Одна из самых ярких, та­лант­ли­вых, обо­льсти­тель­ных и скан­даль­ных фигур в ми­ро­вом ки­не­ма­то­гра­фе Тей­лор уже на про­тя­же­нии мно­гих де­сят­ков лет оста­ет­ся ку­ми­ром мил­ли­о­нов ки­но­зри­те­лей. Пер­вая кра­са­ви­ца Гол­ли­ву­да, об­ла­да­тель­ни­ца двух “Ос­ка­ров” и бле­стя­щей свиты мужей, мать троих своих и од­но­го при­ем­но­го ре­бен­ка, Тэй­лор сня­лась в более, чем по­лу­сотне кар­тин, бли­ста­ла на дра­ма­ти­че­ской сцене, и с 1944 года не было ни дня, чтобы о ней не вспо­ми­на­ли в прес­се. Ее по­пу­ляр­ность срав­ни­ва­ют лишь с по­пу­ляр­но­стью бри­тан­ской ко­ро­ле­вы.

Взле­ты и па­де­ния в лич­ной жизни, тя­же­лые бо­лез­ни и “звезд­ная” про­фес­сия не сло­ми­ли дух этой му­же­ствен­ной ак­три­сы, ко­то­рая и в ин­ва­лид­ном крес­ле оста­ва­лась самой пре­крас­ной жен­щи­ной в мире.

Она ро­ди­лась 27 фев­ра­ля 1932 года на се­вер­ной окра­ине Лон­до­на. Отец Лиз – Фр­эн­сис Тэй­лор тор­го­вал про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ства в соб­ствен­ном ма­га­зине. Ее мать, Сара, осле­пи­тель­ная кра­са­ви­ца, неко­то­рое время вы­сту­па­ла на сцене. А еще у Лиз был стар­ший брат – Го­вард (1929), очень кра­си­вый маль­чик, почти не усту­пав­ший кра­са­ви­це сест­ре.

Неве­ро­ят­но кра­си­вая даже в самом ран­нем дет­стве, Лиз вы­гля­де­ла так, слов­но на ее дет­ском теле си­де­ла го­лов­ка взрос­лой жен­щи­ны. Ее ро­зо­вая кожа сияла как будто была под­све­че­на из­нут­ри, а ряд тем­ных, гу­стых рес­ниц от­бра­сы­вал тень на щеки. Отец вос­пи­ты­вал детей в стро­го­сти и часто от­ве­ши­вал сыну по­ще­чи­ны и за­пи­рал в чулан. До­ста­ва­лось и до­че­ри. Как толь­ко над Ев­ро­пой на­ча­ли сгу­щать­ся тучи войны, Сара взяла с собой детей и по­ки­ну­ла Лон­дон. 1 мая 1939 года Тэй­ло­ры при­бы­ли в Лос-Ан­дже­лес. Вско­ре при­е­хал и отец, от­крыв­ший в отеле “Бе­вер­ли-Хил­лз” ху­до­же­ствен­ную га­ле­рею.

Кра­со­та Лиз не могла быть неза­ме­чен­ной в этом го­ро­де кино. Де­воч­ка стала сни­мать­ся на сту­дии “Юни­вер­сал” с 1941 года за сто дол­ла­ров в неде­лю. Но слиш­ком взрос­лые глаза Лиз не по­нра­ви­лись ре­жис­се­ру ленты “Каж­дую ми­ну­ту кто-то рож­да­ет­ся”, и “Юни­вер­сал” рас­торг­ла кон­тракт с ро­ди­те­ля­ми де­воч­ки в марте 1942 года. Но сту­дия “МГМ” про­яви­ла чутье на “бу­ду­щий товар” и утвер­ди­ла Лиз на роль Прис­цил­лы в филь­ме “Лесси, вер­нись”. Это было время, когда в моду вошли ак­те­ры-де­ти, на ко­то­рых в первую оче­редь имели доход сту­дии. Де­вя­ти­лет­няя Лиз за­ра­ба­ты­ва­ла боль­ше, чем став­ший от неудач ал­ко­го­ли­ком отец. Этого па­па­ша вы­не­сти не мог и, бу­дучи пья­ным, ча­стень­ко бил дочь. Стоит ли го­во­рить, что эмо­ции, сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся в дет­стве, ока­за­ли силь­ное вли­я­ние на всю ее взрос­лую жизнь, осо­бен­но на лю­бовь и от­но­ше­ния с муж­чи­на­ми.

Ма­лыш­ка ра­бо­та­ла по-взрос­ло­му, сни­ма­ясь бес­пре­рыв­но. С 1946 года ее жа­ло­ва­нье было уже 750 дол­ла­ров в неде­лю. А еще Лиз на­учи­лась по­ни­мать свою цен­ность для сту­дии и могла за­яв­лять свои про­те­сты са­мо­му вла­дель­цу сту­дии Луи Май­е­ру са­мы­ми непри­стой­ны­ми сло­ва­ми. И этот все­силь­ный босс тер­пел ее пре­тен­зии, боясь по­те­рять “зо­ло­тую ку­ри­цу” – Эли­за­бет при­но­си­ла ко­лос­саль­ные до­хо­ды, и сту­дия нещад­но экс­плу­а­ти­ро­ва­ла ее, но в то же время и опе­ка­ла ее. Когда на ее лице по­яви­лись обыч­ные под­рост­ко­вые пры­щи­ки, ее тут же от­ве­ли к дер­ма­то­ло­гу. Если она ло­ма­ла но­готь или под­во­ра­чи­ва­ла ногу, ее с си­ре­на­ми уво­зи­ли в сту­дий­ную боль­ни­цу. Каж­дый раз, когда Лиз про­сту­жа­лась, к ней на­прав­ля­ли спе­ци­а­ли­ста по за­бо­ле­ва­ни­ям лег­ких. Ее не от­пус­ка­ли одну даже в ду­ше­вую из бо­яз­ни, что ее могут из­на­си­ло­вать. Несмот­ря на ее несдер­жан­ный язык и ненор­ма­тив­ную речь, если кто-ни­будь зло­сло­вил о ней на съе­моч­ной пло­щад­ке, того немед­лен­но уволь­ня­ли.

Но Тэй­лор уже в юные годы была про­фес­си­о­на­лом выс­шей ка­те­го­рии. На “МГМ” ее про­зва­ли “Лиз – Пер­вый дубль”. Она была иде­аль­ной ак­три­сой, но без ка­ме­ры не знала, как себя вести. Годы тя­же­лой ра­бо­ты ле­ши­ли ее воз­мож­но­сти жить на­сто­я­щей жиз­нью. Осле­пи­тель­ная внешне, Лиз чув­ство­ва­ла себя внут­ренне урод­ли­вой и ис­пу­ган­ной. В ре­зуль­та­те ее стало тя­нуть к людям, ко­то­рые тоже чув­ство­ва­ли себя нелю­би­мы­ми, неже­лан­ны­ми и ненуж­ны­ми – го­мо­сек­су­а­ли­стам, ко­то­рых все­гда было предо­ста­точ­но в Гол­ли­ву­де. И надо ска­зать, что мно­гие из этих муж­чин с нетра­ди­ци­он­ны­ми на­клон­но­стя­ми стали для нее на­сто­я­щи­ми дру­зья­ми и ни­ко­гда не пре­да­ва­ли ее. Ра­зу­ме­ет­ся, у Тйлор было много по­клон­ни­ков, ко­то­рые да­ри­ли ей ред­кие кар­ти­ны, ан­ти­ква­ри­ат и дра­го­цен­но­сти. Год от года эта кол­лек­ция росла. А вот филь­ма, сде­лав­ше­го из нее звез­ду пер­вой ве­ли­чи­ны, все не было. Ленты, в ко­то­рых она сни­ма­лась, охот­но смот­ре­ли зри­те­ли, но ше­дев­ров среди них не на­блю­да­лось.

И вот в 1951 году вы­хо­дит на экра­ны фильм “Место под солн­цем”, где глав­ные роли сыг­ра­ли Эли­за­бет и звез­да сту­дии “Па­ра­маунт” Монт­го­ме­ри Клифт. Фильм по­лу­чил несколь­ко “Ос­ка­ров”. Вско­ре у Лиз на­чал­ся страст­ный роман с два­дца­ти­трех­лет­ним Ником Хи­л­то­ном, сыном го­сти­нич­но­го маг­на­та Ко­нра­да Хи­л­то­на. Тра­ге­дия этого брака, за­клю­чен­но­го в мае 1951 года, была в том, что Ник влю­бил­ся в экран­ный образ. К тому же му­же­нек ока­зал­ся за­кон­чен­ным ал­ко­го­ли­ком и за­яд­лым иг­ро­ком, про­са­жи­ва­ю­щим в ка­зи­но аст­ро­но­ми­че­ские суммы. А как-то раз в пья­ном виде избил жену, и у нее слу­чил­ся вы­ки­дыш. Брак рас­пал­ся через год. Но Эли­за­бет была по­гло­ще­на съем­ка­ми в новых филь­мах.

Оче­ред­ной ее по­бе­дой стала кар­ти­на “Отец неве­сты”, ко­то­рый был при­знан луч­шим филь­мом года. “Ос­ка­ры” были при­суж­де­ны за ре­жис­су­ру, муж­скую роль, сце­на­рий, но Тэй­лор, ко­то­рой лента и была обя­за­на успе­хом, не по­лу­чи­ла ни­че­го. Ака­де­мия ее иг­но­ри­ро­ва­ла. Но на­сту­па­ло время смены ге­ро­инь Гол­ли­ву­да. “Ста­рая гвар­дия” по­ти­хонь­ку усту­па­ла место более мо­ло­дым. И среди трой­ки особо ода­рен­ных ак­трис пер­вой сто­я­ла Эли­за­бет. К тому же Тэй­лор ока­за­лась сво­бод­ной ба­рыш­ней, и от же­ла­ю­щих по­ве­сти ее под венец не было отбоя: про­дю­се­ры, ре­жис­се­ры, ак­те­ры, мил­ли­о­не­ры… Но Тэй­лор от­вер­га­ла всех по­клон­ни­ков, пред­по­чи­тая про­во­дить время со сво­и­ми дру­зья­ми. Ее луч­ши­ми при­я­те­ля­ми стали зна­ме­ни­то­сти – ак­те­ры Монт­го­ме­ри Клифт, Джеймс Дин и Рок Хад­сон, зна­ме­ни­тый дра­ма­тург Тен­нес­си Уи­льямс, тан­цов­щик Серж Ли­фарь и дру­гие небо­жи­те­ли. Они обо­жа­ли Лиз, а ей было с ними спо­кой­но и хо­ро­шо. Их всех она при­гла­си­ла на свою вто­рую сва­дьбу вес­ной 1952 года с ак­те­ром Май­к­лом Уайл­дин­гом. Лиз уже была бе­ре­мен­на от Майк­ла и в самом на­ча­ле 1953 года ро­ди­ла сына Майка. А в фев­ра­ле 1954 года по­явил­ся вто­рой сын Эли­за­бет, го­лу­бо­гла­зый Кри­сто­фер Эд­вард Уайл­динг. Но и этот брак ока­зал­ся неудач­ным. К тому же Лиз бес­пре­рыв­но сни­ма­лась, а Майкл оста­вал­ся без ра­бо­ты.

В се­ре­дине 50-х на­ча­лось ее вос­хож­де­ние к вер­ши­нам славы с филь­ма “Ги­гант”, где она иг­ра­ла вме­сте с Джейм­сом Дином и Роком Хад­со­ном. После вы­хо­да кар­ти­ны на экран эта тро­и­ца стала звезд­ной. Дин погиб 30 сен­тяб­ря 1955 года в ав­то­мо­биль­ной ка­та­стро­фе, а Рок умер от СПИДа в 1985 году. На съем­ках “Ги­ган­та” Лиз слег­ла в боль­ни­цу, но по­пра­вив­шись, вновь стала сни­мать­ся, а вско­ре вышла замуж за про­дю­се­ра Майка Тодда. Этот брак про­дол­жал­ся чуть боль­ше года – муж погиб в ав­то­ка­та­стро­фе. От этого брака у Лиз оста­лась дочь Эли­за­бет Фр­эн­сис Тодд.

Мужем №4 ста­нет по­пу­ляр­ный певец Эдди Фишер, с ко­то­рым они со­че­та­лись бра­ком в 1959 году. А спу­стя неко­то­рое время Эли­за­бет по­лу­чит сво­е­го пер­во­го “Ос­ка­ра” за фильм “Бат­тер­филд, 8″ (1960). С мужем Тэй­лор по­се­тит Вто­рой Мос­ков­ский ки­но­фе­сти­валь, где слу­чит­ся неожи­дан­ное – на при­е­ме в Крем­ле, устро­ен­ном ми­ни­стром куль­ту­ры СССР Ека­те­ри­ной Фур­це­вой, две су­пер-звез­ды – Джина Лол­ло­бри­джи­да и Эли­за­бет Тэй­лор – по­явят­ся в оди­на­ко­вых пла­тьях. Ак­три­сы, бу­дучи да­ма­ми с юмо­ром, пре­вра­тят все в шутку, сни­мок при­не­сет фо­то­ре­пор­те­рам хо­ро­шие день­ги, а имя мо­де­лье­ра, сде­лав­ше­го такой дубль, будет в за­пад­ном шоу-биз­не­се за­бы­то на­все­гда .

На съем­ках су­пер-ко­лос­са, филь­ма “Клео­пат­ра”, став­ше­го самой до­ро­гой лен­той Гол­ли­ву­да, Тэй­лор за­кру­тит роман с ан­глий­ским ак­те­ром Ричар­дом Бар­то­ном, ко­то­рый ста­нет ее пятым мужем. Это будет самый скан­даль­ный брак в мире кино. Оргии, скан­да­лы, при­чу­ды этой па­роч­ки при­нес­ли нема­лые до­хо­ды свет­ским ре­пор­те­рам. Но все эти раз­вле­че­ния не ме­ша­ли им сни­мать­ся: “Кто бо­ит­ся Вир­джи­нии Вульф?”, (“Оскар” Э.Тэй­лор за луч­шую жен­скую роль), “Укро­ще­ние строп­ти­вой”, “Ко­ме­ди­ан­ты”… Лиз по­сто­ян­но бо­рет­ся с бо­лез­ня­ми: пе­ре­ло­мы, про­сту­ды, ин­фек­ции, опе­ра­ции – пе­ре­чис­лять можно бес­ко­неч­но. К тому же Бар­тон явно спи­вал­ся. Они раз­ве­дут­ся, а потом будет их по­втор­ное бра­ко­со­че­та­ние, но вновь неудач­ное. А Лиз снова по­се­тит Со­вет­ский Союз и сни­мет­ся в со­вет­ско-аме­ри­кан­ском филь­ме “Синяя птица”.

Будет и ше­стой муж – се­на­тор Джон Уо­р­нер, и седь­мой – стро­и­тель Ларри Фор­тен­ски, с ко­то­рым она по­зна­ко­мит­ся в кли­ни­ке, где оба ле­чи­лись от ал­ко­го­лиз­ма. Но и по­след­ний брак с мо­ло­дым муж­чи­ной не при­не­сет ей сча­стья. Его она все­гда на­хо­ди­ла в ра­бо­те и об­ще­нии с дру­зья­ми. А в по­след­ние два­дцать лет Эли­за­бет ведет ак­тив­ную бла­го­тво­ри­тель­ную де­я­тель­ность: ос­но­ва­ла фонд борь­бы со СПИ­Дом, ко­то­рый недав­но пе­ре­да­ла Шарон Стоун.

Се­год­ня Тэй­лор несколь­ко ото­шла от свет­ской жизни: все-та­ки воз­раст. Лиз – су­пер-бо­га­тая мадам, обес­пе­чив­шая без­бед­ное бу­ду­щее своим детям и вну­кам. По­хо­ро­нив по­ло­ви­ну своих мужей, лю­бов­ни­ков и дру­зей, Эли­за­бет без гру­сти смот­рит в бу­ду­щее. Эта Клео­пат­ра XX века уве­ре­на, что по­след­нее слово все­гда оста­нет­ся за ней.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Годар шагает впереди
Лучше поздно, чем никогда
Памяти Евгения Мартынова
Пятнадцатый в истории команды
Лучшие лирические песни
Композиции в восточном стиле
Мартовская пластинка Спирс
Репетиция в Венеции
Альбом, посвященный дочери
Творческая пауза закончилась
Уже готовы записываться
Москва балетная
Юлиана из рода Цезарей?
Коротко
Незабудка с шипами
Семнадцать лет счастья
Все было прекрасно и неповторимо
Название пока не придумано
Обширные планы Григория Лепса
Ведет подготовку к записи
Вернул украденную икону
Лекции по истории музыки
Грамотная любовь
Виртуальная нереальность
Длинная и красивая история
«4.3.2.1.»: Уикэнд четырех неизвестных
Байкал: иллюзии и реальность


««« »»»

Hy-phen-a-tion