Наговорил на четыре “Оскара”

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

«Король говорит!»В рос­сий­ский про­кат вышла ис­то­ри­че­ская драма Тома Ху­пе­ра «Ко­роль го­во­рит!», по­лу­чив­шая призы в че­ты­рех из две­на­дца­ти но­ми­на­ций пре­мии «Оскар» вклю­чая ка­те­го­рию «Луч­ший фильм» и от­ме­чен­ная пре­ми­ей Бри­тан­ской ака­де­мии кино- и те­ле­ис­кус­ства (BAFTA) в семи но­ми­на­ци­ях из че­тыр­на­дца­ти.

Лента по­свя­ще­на прин­цу Аль­бер­ту (Колин Фёрт), он же гер­цог Йорк­ский из ди­на­стии Вин­дзо­ров, отцу ны­неш­ней ко­ро­ле­вы Ели­за­ве­ты II, ко­то­рый го­то­вил­ся взой­ти на бри­тан­ский пре­стол как Георг VI после скан­даль­но­го от­ре­че­ния сво­е­го брата Эду­ар­да VIII (Гай Пирс). Для этой ис­то­ри­че­ской мис­сии у бу­ду­ще­го ко­ро­ля есть все, кроме од­но­го – спо­соб­но­сти к пуб­лич­ным вы­ступ­ле­ни­ям. Силь­ное за­и­ка­ние, при­об­ре­тен­ное в дет­стве, поз­во­ля­ет об­щать­ся с род­ны­ми, но в стрес­со­вых си­ту­а­ци­ях прак­ти­че­ски па­ра­ли­зу­ет речь.

ХХ век из­ме­нил не толь­ко одеж­ду и по­ло­же­ние ко­ро­лев­ской семьи в го­су­дар­стве. Он при­нес новые сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции, ко­то­ры­ми те­перь ак­тив­но поль­зу­ют­ся пред­ста­ви­те­ли вла­сти для того, чтобы про­ник­нуть в каж­дый дом и до­не­сти свою по­ли­ти­ку до со­оте­че­ствен­ни­ков. Ра­дио­ве­ща­ние, по­явив­ше­е­ся в 20-х годах, раз­ви­ва­ет­ся очень быст­ро, за­хва­ты­вая умы людей. Впе­чат­лен­ные эф­фек­том при­сут­ствия недо­ся­га­е­мых пра­ви­те­лей в соб­ствен­ной кухне, муж­чи­ны, жен­щи­ны и дети стоят перед чер­ным ящи­ком с от­кры­тым ртом, боясь про­пу­стить хоть одно слово. 25-го де­каб­ря 1932 года Георг V впер­вые вы­сту­пил с но­во­год­ним об­ра­ще­ни­ем по радио. Со­бы­тие было на­столь­ко зна­чи­тель­но, что текст по­ру­чи­ли на­пи­сать Ре­дь­яр­ду Кип­лин­гу. С этого мо­мен­та ра­дио­об­ра­ще­ния к на­ро­ду стали нор­мой жизни.

Бу­ду­щий ко­роль в ужасе от одной мысли, что на­ста­нет и его черед встать перед мик­ро­фо­ном. Ле­че­ние у мно­же­ства до­ро­гих и ди­пло­ми­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов не дает ре­зуль­та­та, и жена прин­ца Ели­за­ве­та Бо­уз-Лай­он (Хе­ле­на Бонем Кар­тер) де­ла­ет по­след­нюю от­ча­ян­ную по­пыт­ку, об­ра­тив­шись к че­ло­ве­ку с до­воль­но со­мни­тель­ной ре­пу­та­ци­ей док­то­ра, ис­поль­зу­ю­ще­го ка­кие-то «осо­бые ме­то­ды». Экс­цен­трич­ный ав­стра­ли­ец Лай­о­нел Лог (Джеф­ф­ри Раш), на­зы­ва­ю­щий себя про­сто «ло­го­пе­дом», де­мон­стра­тив­но плюет на свет­ский эти­кет, осо­бен­но важ­ный при об­ще­нии с осо­ба­ми ко­ро­лев­ско­го про­ис­хож­де­ния, шо­ки­ру­ет прин­ца сво­и­ми воль­ны­ми шут­ка­ми и при этом не может предъ­явить ни­че­го, по­хо­же­го на ди­плом. Раз­гне­ван­ный Аль­берт по­ки­да­ет его ка­би­нет, не до­ждав­шись конца пер­во­го при­е­ма. Но вско­ре прин­цу при­хо­дит­ся при­знать, что имен­но этот че­ло­век – его по­след­няя на­деж­да.

Взяв­шись за ле­че­ние, Лай­о­нел сразу дает по­нять, что на его тер­ри­то­рии иг­ра­ют толь­ко по его соб­ствен­ным пра­ви­лам. Мед­лен­но, но верно он ло­ма­ет пси­хо­ло­ги­че­скую стену, ко­то­рая от­де­ля­ет его от необыч­но­го па­ци­ен­та, за­став­ля­ет его за­быть о своем про­ис­хож­де­нии, быть про­сто че­ло­ве­ком, про­сто дру­гом, про­сто быть… По­сте­пен­но за­да­ча вы­хо­дит да­ле­ко за рамки борь­бы с фи­зи­че­ским деф­фек­том.

Пре­одо­лев­ший свой недуг Георг VI вошёл в ис­то­рию пре­жде всего как сим­вол борь­бы Ве­ли­ко­бри­та­нии и стран Бри­тан­ской им­пе­рии про­тив на­циз­ма. Идея осве­тить такую лич­ную и ма­ло­из­вест­ную сто­ро­ну его жизни ис­клю­чи­тель­но ори­ги­наль­на. Кар­ти­на дей­стви­тель­но очень силь­ная, со слож­ны­ми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми порт­ре­та­ми людей, ка­кой-то осо­бой ат­мо­сфе­рой и пре­крас­ным юмо­ром.


Александра Лайт

Дизайнер, фотограф, журналист.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Отношения без отношений
«Бьютифул»: Обо всем позаботится Вселенная
«Девять»: Кто вернет вдохновение режиссеру?
Сто лет без старости
Коротко 4-2011
Сюрприз от Владимира Кузьмина
«Новая искренность» Алены Апиной
Проект СССР: Сотвори Солнце Своими Руками
Незабываемый подарок женщинам
Великая “старуха” Малого театра
Эмер умеет быть разной


««« »»»

Hy-phen-a-tion