С этого выпуска мы начинаем обзор лицензионных фильмов. Что бы хотелось отметить по этому поводу. Если мы скажем, что всю жизнь ждали этот сладостный момент, это будет не совсем честно. Нет, в борьбе пиратского и лицензионного видеобизнесов мы были просто сторонними наблюдателями, пусть и заинтересованными. И вот теперь мы имеем право просто констатировать: лицензионный бесповоротно одерживает победу. И констатируем сей факт с удовлетворением. Отбросим тот момент, что покупая яркую фирменную кассету с красочными фотографиями, аннотациями, перечнем актеров и авторов фильма на обложке, уже получаешь эстетическое удовольствие. Не будем заострять внимание на том, что приобретая лицензионную кассету, получаешь стопроцентную гарантию достойного качества записи. В конце концов хорошего качества записи попадаются и на пиратских кассетах, хотя в последнее время все реже и реже. Но обратим ваше внимание на то, что вытеснение легальным видеобизнесом нелегального есть пусть и весьма локальная, но все же победа законности. И чем больше будет таких побед, тем с большим правом можно будет называть нашу страну цивилизованной. А этого, поверьте, очень хочется.
“ВСЕ ВПЕРЕДИ”, мелодрама. Режиссер Николай Бурляев. В ролях: Борис Невзоров, Владимир Гостюхин, Аристарх Ливанов, Лариса Удовиченко, Александр Пороховщиков. 1:30.
Фильм Николая Бурляева по роману Василия Белова. Для одной части населения нашей разнообразной страны одного этого достаточно, чтобы отплевываясь кинуть кассету в мусоропровод, другая же часть, утирая слюни и прижимая пленку с фильмом к груди, жаждет помчаться к ближайшему видеомагнитофону. Как люди уравновешенные, мы не относимся ни к одной из этих групп, а потому можем оценить картину объективно. И объективно получается, что фильм ужасный. А уж кто больше виноват в этом – писатель ли Белов, постановщик ли Бурляев – мы не знаем. Представьте себе – четверо друзей, немолодых уже людей. Первый – человек замечательный, но физик, а потому хоть и любит, но практически не замечает свою раскрасавицу – жену. А на жену косится Второй – уже не такой хороший человек, но до поры, до времени факт нехорошести умело скрывающий. Еще есть Третий – нарколог – приличный человек, но плохо разбирающийся в сложных человеческих взаимоотношениях (Достоевского и Толстого, наверное, вообще не читал). А Четвертый по личным качествам стоит сразу после Первого, но уж больно разбитная у него подружка. И вкратце происходит следующее, Третий стучит Первому, что Второй косится на его жену и даже более. К тому времени подружка Четвертого провоцирует скандал между Первым и его супругой, и в результате он запивает. Тогда Второй упрятывает его в наркодиспансер, а сам прикарманивает его жену, а спустя время, в приступе гадостности собирается отвалить в Америку. Но Третий и Четвертый помогают Первому вернуться к жизни. А вскоре вроде бы к нему и жена собирается вернуться.
Все характеры в фильмы однозначны, диалоги-монологи подчас просто смешны, режиссерские находки примитивны. Очень жаль действительно замечательных актеров, снявшихся в этой клюкве.
“В ЯБЛОЧКО” (Bullseye), кримин. комедия. Режиссер Майкл Виннер (Michael Winner). В ролях: Майкл Кейн (Michael Caine), Роджер Мур (Roger Moore), Салли Керкланд (Sally Kirkland). 1:33.
Замечательная комедия. Не новая, правда, но и не такая уж старая. В свое время этот фильм демонстрировался по телевидению, но тем приятнее посмотреть фильм тогда, когда захочется, а не когда покажут.
Два немолодых и столь же неудачливых мошенника оказываются как две капли воды похожи на двух знаменитых ученых-физиков, разработавших новый тип ядерного реактора. А так как физики эти весьма богаты, махинаторы решают поживиться за их счет, а, вернее, банально ограбить. Но так как это были очень невезучие мошенники, то в самый сладостный миг удачи их схватывают. Но им предоставляется возможность выбора: либо в очередной раз осесть за решеткой, либо, используя свое сходство с физиками, участвовать в операции ЦРУ. Естественно, они выбирают второе. И естественно, с этого момента начинается самое смешное.
“ЗАГАДКИ ЛЮБВИ”, молодежная комедия. Режиссер Дэвид Эллик. В ролях: Крэг Эдамс, Аден Янг, Рассел Кроу. 1:33. 1993.
В принципе, в надписи на кассете значится, что фильм этот относится к классу эротических комедий. Но если исходить из того, что определение “эротическая” подразумевает под собой наличие соответствующих эпизодов, но никак не содержание мыслей и разговоров тинов-героев фильма, то стоит к слову “комедия” добавить прилагательное “молодежная”, что мы и сделали. Итак, что мы можем констатировать, так это то, что на смену фильмам о первой любви пришли ленты о первом сексе, а потом уже любви. Что ж, мы не против. А потому выражаем искренние соболезнования трем парням, отчаявшихся лишиться девственности у себя в городке и с этой целью рванувшим за тридевять земель в некий дом под красным фонарем. Цели своей они, правда, добились, но, честное слово, мы, как свидетели этого мучительного процесса, заявляем: не стоит завидовать этим ребятам – им было тяжело. Причем, и до, и во время, и после – уже по возвращении в родной городок. Зато вскоре и компенсация за перенесенные муки подоспела – первая любовь, знаете ли, звучит гордо. Значит, пора ждать продолжение это легкой, расслабляющей комедии – о втором сексе и о второй любви.
“ПРИЮТ КОМЕДИАНТОВ”, мистика. Режиссер А.Александров. В ролях: Лидия Смирнова, Константин Воинов, Иван Охлобыстин. 1:18. 1995. Россия.
Не то чтобы оригинальная картина, но забавная точно. К сожалению, претензия на необычность сюжета и постановки слишком заметна. Впрочем, первое, пожалуй, перекрывает второе. Некий бизнесмен Иван в исполнении самой любопытной молодой фигуры нашего кинематографа Ивана Охлобыстина оказывается на берегу (крымском, если интересно) приморского городка, населенного сплошь людьми необычными. Или даже ненастоящими. Будь то бабушка с приехавшей к ней взрослой внучкой или их друг – старый матрос, или местный сумасшедший с маленькой девочкой в маске волка. А вот герой Охлобыстина – реальный, жизнеспособный, но… Такой же необычный как и остальные персонажи фильма. А потому ему с ними интересно, и главное – они понимают друг друга. По крайней мере настолько, насколько это могут делать реальные герои и вымышленные. А нам интересно наблюдать за их взаимоотношениями. Статичными, правда – времени в этом городе, кажется, не существует. Вот только деньги у бизнесмена кончаются, а это значит, что пора зарабатывать новые, а, значит, пора покидать этот странный город, населенный людьми, которые в нашей реальности давно уже вымерли.
“ЧЕРНАЯ ВУАЛЬ”, детектив. Режиссер Александр Прошкин. В ролях: Александр Абдулов, Ирина Метлицкая, Сергей Маковецкий, Владимир Ильин, Татьяна Васильева, Ирина Розанова. 1:40. 1995. Россия.
Если бы в Голливуде пригласили сняться в каком-нибудь фильме ансамбль тамошних звезд, соответствующей по популярности у нас подбору наших же актеров, задействованных в этой картине, никакой постановочный бюджет этого не выдержал бы. Судите сами: Том Хэнкс, он же Сергей Маковецкий (здесь и далее используем аналогии, связанные более с жанровой совместимостью и внешним сходством, нежели, основанные на соответствии мест в киноиерархии) – 20 миллионов, Ричард Гир (он же Абдулов) – 15; Джо Пеши, скажем (Ильин), – добавим еще десяток, Ирину Розанову приравняем к Деми Мур и приплюсуем миллионов пятнадцать; и завершим этот список Татьяной Васильевой и Ириной Метлицкой, замененными соответственно на Мерил Стрип и Мишель Пфайффер – каждой предоставляем контракты на десять миллионов. Итого уже получается 80 миллионов полноценной, весьма свободно конвертируемой валюты зеленого цвета. А ведь, многие прекрасные актеры, занятые в этом фильме не попали в приведенный выше прайс-лист, который, впрочем, мы просим не воспринимать совсем уже всерьез. А потому давайте радоваться относительной дешевизне, имеющей место на нашем кинорынке, и тому факту, что, в отличие от несчастных янки, мы можем лицезреть такую славную компанию в полноценном детективе, а, скажем, не на открытии сети ресторанов типа “Планеты Голливуда”.
Кстати о самом фильме, действие которого происходит в начале века в Петербурге. Сюда после десятилетнего отсутствия возвращается миллионер Рокшин (А.Абдулов) – человек, покоривший и покоряющий сотни женских сердец. Но в этот приезд его интересует только одна женщина – та, жизнь которой он уже однажды едва не погубил, и любви которой ему захотелось вновь. Но эта страсть оказалась для Рокшина роковой (невольный каламбур), поскольку вскоре его находят заколотым в собственной постели. Разобраться с этим загадочным убийством берется следователь Синев…
Может быть, действие этой картины, тем более детектива, кому-то покажется вяловатым, а серые петербургские пейзажи чересчур унылыми. Но поверьте, некоторые постановочные недостатки с лихвой компенсируются блестящей игрой российских звезд, одно перечисление имен которых способно привести нашего зрителя в священный трепет.