РУБЛЬ! КОГДА ЖЕ ВСТАНЕШЬ ВО ВЕСЬ РОСТ ТЫ?

ПРИЗЫВ МАЯКОВСКОГО ЧЕРЕЗ СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ СТАЛ НАДЕЖДОЙ И ВСЕХ РОССИЯН

На минувшей неделе продолжали ухудшаться основные параметры социально-экономической ситуации в стране. В частности, не удалось переломить кризисную тенденцию падения ВВП (согласно прогнозам сентябрьские показатели достигнут 10 – 11%).

НАРАСТАНИЕ УГРОЗ

Серьезной, все более обостряющейся проблемой становится инфляция. По официальным данным, за первые две недели месяца показатель инфляции составил 43%, и в том случае если политика Центробанка по искусственному сдерживанию курса доллара провалится, то уже в сентябре инфляционные индексы могут выйти на уровень 100% и более. В то же время проведение политики административного сдерживания инфляционных показателей вносит свой вклад в развитие бюджетного кризиса, проявляющегося в катастрофическом сокращении налоговых поступлений в бюджет. Продолжился рост задолженности государства по зарплате и пенсиям. Кроме того, поддержание курса рубля сопровождалось естественным сокращением золотовалютных резервов ЦБ, которые к началу недели оказались на 2% меньше, чем были на рубеже августа – сентября, несмотря на административное ограничение числа участников в системе электронных лотовых торгов за счет тех банков, которые отказались поддержать акцию ЦБР по проведению взаимозачета между банками и их клиентами. Очевидно, что прогнозы главы ЦБР на последнем заседании правительства относительно того, что к концу года рост потребительских цен составит 140 – 190% по отношению к нынешнему уровню, исходят из предположения, что возможности ЦБР и правительства регулировать ситуацию на рынке достаточно ограничены.

Опасные явления продолжали развиваться и в банковской системе. По мнению некоторых наблюдателей, банковский кризис в течение ближайших двух недель способен привести к эффекту “домино” в промышленной сфере. Задержки в оплате поставок, перечислении кредитных и налоговых платежей могут стать причиной серьезных проблем в сфере реального производства.

Еще одной резко негативной чертой социально-политического ландшафта России стало перетекание кризиса в регионы. На прошедшей неделе о решении приостановить перечисление средств в федеральный бюджет заявил хабаровский губернатор В. Ишаев, точку зрения которого готовы поддержать многие губернаторы. Глава администрации Тверской области В. Платов высказался о том, что кризисная ситуация, возникшая по вине Центра, требует “переноса центра тяжести формирования налоговой и законодательной базы в регионы и на этой основе изменения межбюджетных отношений между регионами и Центром”. Фактически речь идет о тенденции к ничем не прикрытой конфедерализации РФ, ее распаду в условиях банкротства федерального Центра. Поддержка, которую получила в правительстве точка зрения, согласно коей число регионов России, являющихся субъектами Федерации, может быть сведено к 12 – по числу межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, может стать детонатором сепаратистских настроений в РФ. “Ползучий демонтаж” федеративных механизмов РФ, идущий по всем направлениям – от структур управления до порядка сбора налогов, является тем более опасным, что финансово-экономический кризис, а также правительственная чехарда могут усилить изоляцию России как в СНГ, так и на Западе. Последнее связано прежде всего с нарастанием угрозы так называемого суверенного дефолта, т.е. неспособности России выплачивать долги по основному внешнему долгу государства.

Попытки формирующегося правительства изменить ситуацию к лучшему развивались главным образом по линии ужесточения административных мер.

Управлением Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) по Москве начата проверка ряда столичных банков, задерживающих налоговые и иные платежи (Торибанк, Интеллектбанк, Росстромбанк). Генпрокуратура расследует факты отказа ряда региональных властей от перечисления налогов в федеральный бюджет. Кульминацией административных усилий правительства на минувшей неделе явилось проведение коллегии МВД РФ, посвященной рассмотрению вопроса об активизации борьбы с преступлениями в экономической сфере, прошедшей с участием премьер-министра, председателя Госдумы, руководителей основных силовых и правоохранительных структур -секретаря Совета Безопасности, генерального прокурора, министра юстиции, директора ФСБ и т.д.

Из поля зрения прокуратуры по-прежнему не выпадает проверка законности принятия решений от 17 августа, выяснение обстоятельств и определение тяжести последствий этих решений. Генпрокуратура активно занялась и запутанным вопросом о судьбе полученного в июле первого транша кредита МВФ (4,8 млрд долл.), который согласно вновь сделанному заявлению аудитора счетной палаты В. Соколова, уже вызвавшему скандал на Западе, был частично разворован, а частично использовался не по назначению.

На фоне продолжающегося финансово-экономического кризиса и неясности перспектив судьбы российской экономики в обществе резко усилились антиельцинские настроения. Добровольную отставку президента одобряют более 80% опрошенных ВЦИОМ, а число способных одобрить насильственное свержение действующего президента возросло до 30%, что явно переходит все критические пороги.

В массовых протестных акциях текущей осени примет участие гораздо большая часть населения, чем когда-либо прежде (до 20%). На грани критического (9%) находится число тех, кто реально может принять участие в насильственных действиях в случае обострения ситуации, что свидетельствует о крайней остроте ситуации, вплотную приблизившейся к порогу нестабильности.

Согласно прогнозам В. Геращенко, дальнейшее ухудшение социальной атмосферы в стране и рост недовольства можно считать запрограммированными. Глава Центробанка исходит из того, что неизбежный до конца года рост темпов инфляции ведет к “формированию новой социальной ситуации, характеризующейся ростом поляризации населения за счет опережающего подорожания предметов первой необходимости… и новой экспроприацией рублевых сбережений населения в банковской системе (принадлежавших преимущественно средним слоям)”.

По мнению экспертов, считающих, что финансовый кризис продолжится и, скорее всего, обострится и в 1999 г., проблемы сохранения политической стабильности, расширения социальной базы власти вновь начинают выдвигаться на первый план.

ЖИВ КУРИЛКА!

На фоне обостряющегося кризиса вновь “ожили” политики, выбитые из правительственной обоймы в ходе политического кризиса, начавшегося решениями о дефолте и девальвации 17 августа. Центром их концентрации и консолидации в очередной раз пытается стать администрация президента. В этом отношении показательны назначения бывшего вице-премьера по социальным вопросам О. Сысуева на пост заместителя руководителя администрации по вопросам региональной политики, а бывшего вице-премьера Б. Немцова – заместителем председателя Совета по местному самоуправлению в РФ. Региональная политика стала одним из основных направлений активизации президентского окружения, к чему без одобрения относится большинство губернаторов, считая, что президентская администрация стремится поддерживать конфликты между губернаторскими структурами и структурами местного самоуправления, выступая при этом на стороне последних. Антиельцинские настроения среди глав регионов могут еще больше усилиться в связи с высказываниями О. Сысуева о необходимости заменить выборных губернаторов назначенцами Центра.

Появились и слухи об участившихся контактах между администрацией президента и экс-премьером С. Кириенко, стремление которого стать во главе Сбербанка, поддерживает якобы президентская администрация. Достаточно прозрачно намекнул о своем отрицательном отношении к этим попыткам глава Центробанка В. Геращенко, в номенклатуре которого находится Сбербанк. Он публично дистанцировался от них, заявив, что, хотя ему и известны слухи о возможном назначении С. Кириенко в Сбербанк, он сам “никаким образом не причастен к этим слухам”.

За политиками, консолидирующимися вокруг президентской администрации, стоят не только влиятельные лобби российского ТЭК, но и в значительной степени утративший и пытающийся восстановить свои позиции исполнительный секретарь СНГ Б. Березовский. Судя по тому, что близкий к нему полномочный представитель президента России в СНГ И. Рыбкин был на минувшей неделе обласкан президентом – ему был присвоен высший чин действительного государственного советника РФ 1-го класса, – этот замысел Б. Березовского пока реализуется. Одной из причин нового повышения статуса И. Рыбкина считают стремление Б. Березовского укрепить свое влияние на “эсэнгэшную” политику России, которое оказалось под угрозой после того, как в структуре Кабинета на минувшей неделе вновь было образовано Министерство по делам СНГ.

О стремлении околопрезидентских кругов активизироваться говорят и сделанные новым первым заместителем руководителя администрации президента О. Сысуевым декларации о необходимости консолидации вокруг президента “демократических сил” в целях обеспечения их победы над коммунистами на предстоящих в 1999 г. выборах в Государственную Думу.

ПОЧЕМУ У ШОХИНА УПАЛ ЗАДОР?

В рамках борьбы с правительством, которую ведет президентская администрация, часть экспертного сообщества трактует и уход из Кабинета А. Шохина. Во-первых, на минувшей неделе с откровенно подстрекательских позиций выступил Б. Немцов, прямо призвавший “демократов” М. Задорнова и Б. Федорова выйти из “коммунистического” правительства. Во-вторых, активную игру на ослабление Кабинета Е. Примакова, отказавшегося от сотрудничества с исполнительным секретарем СНГ, несмотря на настоятельные попытки последнего предложить себя в качестве “консультанта” новой правительственной команды, начали СМИ, контролируемые Б. Березовским.

Одним из подводных камней для процесса формирования нового российского правительства на минувшей неделе стали проблемы в сфере отношений правительства РФ, международного банковского сообщества и международных валютно-финансовых организаций. Трудности решения этих проблем также явились одной из основных причин отставки А. Шохина с поста вице-премьера, курирующего финансовые вопросы. Отвечая за так называемую краткосрочную программу действий правительства, рассчитанную на ближайшие недели и месяцы, он отталкивался от ряда положений программы Б. Федорова – В. Черномырдина. В частности, А. Шохин полагал, что компромисс между Россией и международным финансовым сообществом может быть достигнут на основании формирования вне России с благословения МВФ пула западных банков для гарантирования кредитов и инвестиций в российскую экономику. Эта идея, очевидно хорошо согласующаяся с планами установления в России системы внешнего финансового управления с помощью так называемой currency board, была плохо совместима не только с интересами России, но и с ситуацией в мировых финансах, переживающих глубокий кризис. Не желая в этих условиях рисковать, западные банкиры стремятся лишь получить с России долги, фактически выигранные Западом в рулетку ГКО, под спекулятивные проценты (порядка 80% и более) и уйти с российского рынка, сняв с него лишь сливки. Судя по всему, приемлемые условия обещали им предложения нынешнего министра финансов М. Задорнова, содержащиеся в письме, направленном им премьеру в начале минувшей недели.

Предложениями М. Задорнова заинтересовалось и руководство Центробанка, которое хотело бы договориться с западными банкирами о выплате российских долгов на условиях их погашения не в твердой валюте, а в рублях. Маневр М. Задорнова был достаточно позитивно воспринят делегацией пула западных банков-кредиторов, ведущей в Москве переговоры о реструктуризации российских долгов. Это и, кроме того, определенный успех делегации Минфина на переговорах с Парижским клубом привел к тому, что более гибкая позиция Задорнова, временно удовлетворившая как западных кредиторов, так и руководство ЦБР, позволила и.о. министра финансов вписаться в интерьер нового Кабинета, а Шохин, в течение всей недели угрожавший Западу непредсказуемыми последствиями “суверенного дефолта”, поставил себя вне правительства.

Очередной правительственный кризис отразил начавшуюся под влиянием финансово-экономического коллапса перегруппировку сил в рядах российской экономической и политической элиты. В частности, состав нового Кабинета показывает, что в нем сохранили свои посты ряд министров правительств Кириенко – Черномырдина (вице-премьер В. Булгак, министр топлива и энергетики С. Генералов, М. Задорнов и некоторые другие персоны, тесно связанные с крупными олигархическими группировками). Эксперты полагают, что наиболее симптоматичным явилось назначение вице-премьером В. Булгака, связанного с В. Гусинским, и сохранение на посту главы Минтопэнерго С. Генералова, выходца из финансово-промышленной группировки М. Ходорковского, который вместе с В. Гусинским и В. Потаниным создал новый банковский альянс – Росбанк. Не исключено, что близость Г. Явлинского, из рядов фракции которого рекрутирован М. Задорнов, к В. Гусинскому стала еще одним из дополнительных важных аргументов в сохранении Задорнова на посту министра финансов.

В связи с новой перегруппировкой в среде олигархов обострилась борьба между вошедшими в новый союз олигархами и оставшейся в изоляции группировкой Б. Березовского. Эксперты указывают на то, что красноярский губернатор А. Лебедь, которого принято рассматривать в качестве фигуры, проталкиваемой Б. Березовским к руководству государством, усилил нажим со стороны администрации Красноярского края на ключевой для финансово-промышленной группировки В. Потанина (ОНЭКСИМбанк – Росбанк – “МФК-Ренессанс”) комбинат “Норильский никель”.

СМИ, контролируемые В. Гусинским, ставшим союзником В. Потанина по альянсу “Росбанк”, резко ослабили поддержку А. Лебедя.

Несмотря на то что Е. Примакову удалось удалить из Кабинета наиболее одиозных представителей периода “младореформаторства”, к концу недели новое правительство попало в ситуацию значительно более сложную, чем в ее начале. Правительственный кризис, возобновившийся после ухода А. Шохина с поста вице-премьера, ставит правительство перед сложной дилеммой выбора между левым и правым экономическим курсом. Недоукомплектованность Кабинета, резкая критика в СМИ неопределенности программных установок правительства, наметившаяся поляризация и растущая напряженность в отношениях между Кабинетом и администрацией Б. Ельцина – все это крайне усложняет достижение каких-либо договоренностей между новым правительством и международными финансовыми кругами.

Усугубила ситуацию вокруг правительства и попытка Е. Примакова взять президента “под защиту”, выдвинув тезис о том, что Б. Ельцин не был в курсе действий предшествовавшего правительства.

Этот шаг был расценен в президентской администрации, судя по резкой отповеди, данной Примакову пресс-секретарем Б. Ельцина, как акция, направленная на подрыв авторитета Ельцина. Нельзя, однако, исключать и того, что это заявление Е. Примакова было специально спровоцировано ближайшим окружением Б. Ельцина, стремящимся во что бы то ни стало провести в правительство лояльные себе фигуры, угрожая в противном случае вызвать очередной правительственный кризис и отставку Кабинета.

На последнем пленуме ЦК КПРФ, состоявшемся в конце предшествующей недели, левые дали понять, что их терпение находится на пределе из-за нежелания главы Кабинета занять четкую программную позицию в духе думской речи во время утверждения на этом посту и невыполнения обещаний, которые давал премьер первому вице-премьеру Ю. Маслюкову по поводу кадровых назначений и полномочий. В конце минувшей недели начали курсировать слухи о том, что Ю. Маслюков может вновь покинуть правительство и возвратиться в Думу. В этом случае КПРФ может выйти на протестную акцию 7 октября с требованием отставки не только президента, но и правительства. В частности, опасным сигналом является то, что даже первый заместитель председателя ЦК КПРФ В. Купцов заявил, что коммунисты уже пришли к выводу, что правительство Е. Примакова “не левоцентристское, а обычное буржуазное правительство” и, если оно не скорректирует свой курс в соответствии с требованиями оппозиции, то КПРФ будет настаивать на том, чтобы Ю. Маслюков оставил свой пост.

На минувшей неделе левая оппозиция продолжила свое сближение с группой столичного мэра Ю. Лужкова. В экспертных кругах как в окружении мэра, так и в руководстве Компартии есть понимание: для того чтобы выжить в жестких условиях российской политической жизни, а тем более занять доминирующие позиции, необходимо объединить свои усилия (идет ли речь о борьбе за пост главы правительства или о предстоящих президентских выборах). Ю. Лужков понимает, что без союза с КПРФ и другими левыми и левоцентристскими силами ему не удастся мобилизовать в свою пользу поддержку региональных избирателей. Коммунисты понимают, что без союза с Лужковым на следующих президентских выборах их кандидат не сумеет получить голоса избирателей, живущих в крупных городах, и прежде всего в таком важном с электоральной точки зрения мегаполисе, как Москва. В то же время в экспертных кругах КПРФ полагают, что вопрос о том, кто будет лидировать в намечающейся связке, далеко еще не ясен окружению ни Лужкова, ни Зюганова. Более того, по ходу углубления социально-экономического и политического кризиса в стране эта проблема может даже неожиданно обостриться.

Формирование вокруг столичного мэра широкого спектра экономических и политических сил становится все более важным фактором политической динамики в федеральном Центре. Во всяком случае, в качестве “попутчиков” Лужкова в форс-мажорных обстоятельствах, весьма вероятно, могут выступить и олигархи, создавшие Росбанк. Что касается В. Гусинского, до недавнего времени поддерживавшего тесные связи с Б. Березовским, то, видимо, не лишены основания слухи о том, что под влиянием ряда обстоятельств этот “электронный магнат” вновь сделал очередной вираж, дистанцировавшись от Б. Березовского и сблизившись с В. Потаниным.

Укрепляются и собственные ресурсы лужковской команды. На минувшей неделе в распоряжение московской мэрии отошел издательский комплекс “Московская правда”, обслуживающий более 200 газет и журналов. Развернута при помощи генерала А. Николаева, лидера Союза труда и народовластия, кипучая интеграционная деятельность в левоцентристской части политического спектра. На прошлой неделе Николаевым, сформировавшим блок, в который входят четырнадцать левоцентристских политических объединений, были подписаны соглашения с Конгрессом русских общин Д. Рогозина, Соцпартией трудящихся Л. Вартазаровой и готовятся аналогичные соглашения с экологической партией КЕДР, а также с традиционно союзной коммунистам Аграрной партией России. Эти соглашения обязывают участников блока Николаева сформировать общий избирательный блок на парламентских выборах и обеспечить выдвижение единой кандидатуры на президентских выборах.

Департамент политического мониторинга

Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Лидеру Социал-демократической партии Германии Герхарду Шредеру
В ОПАСНОСТИ ВСЕ МЫ!
Насколько высока сегодня опасность регионального сепаратизма для российской государственности?
НАРОД – ВЫСШИЙ ИСТОЧНИК ПРАВА
ЗАПАТЕНТОВАН НОВЫЙ НАУЧНЫЙ МЕТОД ОБЩЕНИЯ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
ПОД ОСИНОЮ ГРИБ – ПОДОСИНОВИК, ПОД БЕРЕЗОЮ ГРИБ – ПОДБЕРЕЗОВИК
РОССИЯ – ПРИБАЛТИКА: ТОЛЬКО ФАКТЫ
ОКТЯБРЬСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
АМЕРИКАНСКОМУ БИЗНЕСУ НРАВИТСЯ ИДЕЯ ВАЛЮТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЕЙ
МЕСЯЦ ЗОЛОТОГО ЛИСТОПАДА
ЛЫСОЙ ВЕРНУТЬ ГОЛОВЕ КРАСОТУ И СПАСТИ ОТ СОБАЧЬИХ УКУСОВ
СПЕКТАКЛЬ НА “ПОЛЕ ЧУДЕС” СЛИШКОМ ЗАТЯНУЛСЯ!
ЗАПОВЕДЬ РОССИЙСКОГО ВКЛАДЧИКА: ЕСЛИ БАНК ВАС ОГРАБИЛ, РАССЛАБЬТЕСЬ И ПОЛУЧИТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
УЧЕНЫЕ: ЖИЗНЬ В ОБОРОНЕ ВЕДЕТ К НАСТУПЛЕНИЮ
ЕСЛИ ВСЕ У ВАС БОЛИТ – ЭТО КРИЗИС. ИЛИ ГРИПП!
ЗАБАВУШКИ
“ДНИ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ БРАНЯТ ОБЫКНОВЕННО…”
“УТЕЧКА МОЗГОВ” ИЗ РОССИИ
В ПОДДЕРЖКУ ЛИДЕРА
НАРОДУ ПРИДЕТСЯ ВЫЙТИ НА УЛИЦУ –


««« »»»