Подумай, какой из них – ты?

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

ДвойникПри­ят­ной но­во­стью для вся­ко­го лю­би­те­ля ат­мо­сфер­ных филь­мов с мед­лен­но раз­ви­ва­ю­щим­ся сю­же­том, но силь­ным эмо­ци­о­наль­ным вли­я­ни­ем будет ещё одна экра­ни­за­ция по­ве­сти Фё­до­ра До­сто­ев­ско­го «Двой­ник». Во мно­гих ис­точ­ни­ках опро­мет­чи­во ука­за­но, что один из жан­ров филь­ма – ко­ме­дия. Но улыб­нуть­ся ки­но­лен­та за­ста­вит разве что в на­ча­ле, да и там, надо ска­зать, сме­ять­ся над ге­ро­ем будет до­воль­но же­сто­ко. А те, что най­дут нечто общее между собой и глав­ным ге­ро­ем, и не по­ду­ма­ют ве­се­лить­ся.

На­чи­на­ет­ся тво­ре­ние ре­жис­сё­ра Ричар­да Айо­ади со сцены в ва­гоне. Мы видим огром­ное ко­ли­че­ство неза­ня­тых мест и од­но­го си­дя­ще­го парня. К нему вне­зап­но при­бли­жа­ет­ся незна­ко­мец и утвер­жда­ет, что имен­но за­ня­тое ге­ро­ем си­де­ние яв­ля­ет­ся его ме­стом. Сразу после того, как че­ло­век по­вто­ря­ет это во вто­рой раз, Сай­мон Джеймс, а имен­но так и зовут глав­но­го героя филь­ма, вста­ёт и ухо­дит. В этой сцене и во мно­же­стве по­сле­ду­ю­щих ясно пе­ре­да­ёт­ся ха­рак­тер пер­со­на­жа. Но ска­зать, хо­ро­ший он или пло­хой мы никак не можем. Так же, как нель­зя оце­нить зна­ния уче­ни­ка, ко­то­рый не писал тест, нель­зя оце­нить че­ло­ве­че­ские ка­че­ства Сай­мо­на, ко­то­рый не даёт им воз­мож­но­сти себя про­явить. Он про­сто не про­бу­ет сде­лать что-ли­бо, по­это­му и их воз­мож­ные по­след­ствия оста­ют­ся неиз­вест­ны­ми.

Сюжет за­вя­зан на том, что неожи­дан­но на ра­бо­те Сай­мо­на по­яв­ля­ет­ся че­ло­век, вы­гля­дя­щий в точ­но­сти, как он, и зо­ву­щий­ся Джейм­сом Сай­мо­ном. Но никто даже не по­ни­ма­ет, как они по­хо­жи, ведь Джеймс про­из­во­дит со­вер­шен­но иное впе­чат­ле­ние. Па­рень уве­рен­но идёт к своим целям, ни­ко­гда не мед­лит, его легко можно на­звать наг­лым. Дру­гое дело, что пути, ко­то­ры­ми он до­сти­га­ет же­ла­е­мо­го, в ос­нов­ном весь­ма непра­виль­ны: он кра­дёт невы­ска­зан­ные идеи и слова Сай­мо­на, шан­та­жи­ру­ет его, бы­ва­ет весь­ма груб и неве­же­стве­нен, да и с лю­дь­ми об­ра­ща­ет­ся, можно ска­зать, по-свин­ски. Но вот в чём весь па­ра­докс – двой­ник нра­вит­ся людям, тогда как вечно из­ви­ня­ю­щий­ся «ори­ги­нал» раз­дра­жа­ет их и при­тя­ги­ва­ет к себе ис­клю­чи­тель­но от­ри­ца­тель­ные эмо­ции. Ра­зу­ме­ет­ся, такое по­ло­же­ние дел про­сто сво­дит его с ума. На­пря­же­ние в филь­ме пе­ре­да­но ак­тё­ра­ми так, что ты сам на­чи­на­ешь чув­ство­вать боль и бес­силь­ный гнев Сай­мо­на, жизнь и воз­мож­но­сти ко­то­ро­го плав­но пе­ре­хо­дят в руки дру­го­го за его счёт.

Сле­ду­ет от­ме­тить и опе­ра­тор­скую ра­бо­ту, про­де­лан­ную Эри­ком Уил­со­ном. Мрач­ные тона ло­ка­ций, в неко­то­рых ме­стах на пер­вый взгляд рас­тя­ну­тые мо­мен­ты и ра­кур­сы на самом деле по­мо­га­ют про­чув­ство­вать со­бы­тия филь­ма и жизнь Сай­мо­на от пер­во­го лица.

Опре­де­лён­но, «Двой­ник» – это то, что стоит по­смот­реть. Воз­мож­но, даже по­явит­ся же­ла­ние пе­ре­смот­реть эту ки­но­лен­ту снова и пе­ре­чи­тать ту самую по­весть Ф.До­сто­ев­ско­го, на ко­то­рой ос­но­вы­ва­ет­ся сюжет.


Алиса Алейникова

Блогер, востоковед.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Левиафан»: Морское пугало
Король ушёл. Да здравствует король!
Коротко
«Машина Времени»-45
Зрительский суд
Главный критерий
Жёсткое правило для песни
В жизни всё не так просто
Хороший вечер с Сосо Павлиашвили
«Отель «Гранд Будапешт»: Путешествие к сердцу отеля


««« »»»

Hy-phen-a-tion