«Незнайка и Баррабас»: хорошо забытое старое

Уви­дев на афи­шах на­зва­ние «Незнай­ка и Бар­ра­бас» (Рос­сия, 2004, ре­жис­се­ры – Свет­ла­на Грос­су, Вла­ди­мир Га­гу­рин), мно­гие оши­боч­но могут по­ду­мать, что это про­дол­же­ние рос­сий­ско­го пол­но­мет­раж­но­го мульт­филь­ма «Незнай­ка на Луне». Эти про­ек­ты никак не пе­ре­се­ка­ют­ся. Прав­да, тру­дил­ся над ними один про­дю­сер – Сер­гей Зер­нов. Тех, кто но­сталь­ги­ру­ет по лю­би­мым с дет­ства кни­гам Но­со­ва и пой­дет на новый мульт­фильм оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства, по­стиг­нет неко­то­рое разо­ча­ро­ва­ние.

Здесь пред­став­лен со­всем иной Незнай­ка, за­им­ство­ван­ный из так на­зы­ва­е­мо­го пер­во­ис­точ­ни­ка. Сце­на­рий ленты на­пи­сан по мо­ти­вам рас­ска­зов рус­ской пи­са­тель­ни­цы Анны Хволь­сон, ко­то­рые были опуб­ли­ко­ва­ны в Пе­тер­бур­ге в на­ча­ле два­дца­то­го века и имели боль­шой успех. Анна Хволь­сон ввела в ли­те­ра­ту­ру имена Знай­ка, Незнай­ка и Мур­зил­ка, воль­но трак­туя книги со сти­ха­ми о ма­лень­ких лес­ных че­ло­веч­ках по­пу­ляр­но­го в США в конце ХIХ века ка­над­ца Паль­ме­ра Кокса, от­тал­ки­вав­ше­го­ся в своем твор­че­стве от шот­ланд­ско­го фольк­ло­ра. Кокс со­здал серию ори­ги­наль­ных ил­лю­стра­ций к своим про­из­ве­де­ни­ям, рос­сий­ские же муль­ти­пли­ка­то­ры в ра­бо­те над со­зда­ни­ем об­ра­зов для «Незнай­ки и Бар­ра­ба­са» опи­ра­лись на эти ри­сун­ки. По­это­му неко­то­рые пер­со­на­жи со зна­ко­мы­ми име­на­ми вы­гля­дят до­воль­но стран­но и непри­выч­но.

Так, на­при­мер, Мур­зил­ка – не жел­тое су­ще­ство в крас­ном бе­ре­те и шарфе, а уса­тый оч­ка­стый чудик в си­ре­не­вом ко­стю­ме и в ци­лин­дре. Пред­став­ле­ны и новые для рос­сий­ской ани­ма­ции пер­со­на­жи: Ков­бой Мик, Про­фес­сор Бром, Ин­де­ец Ски, ита­льян­ский Повар Лу­ча­но. Ос­нов­ная сю­жет­ная пе­ри­пе­тия про­ста: в неко­ем ска­зоч­ном лесу раз­во­ра­чи­ва­ет­ся борь­ба между зло­де­ем Бар­ра­ба­сом, стре­мя­щим­ся за­вла­деть вла­стью, и мирно су­ще­ству­ю­щи­ми чле­на­ми Гео­гра­фи­че­ско­го об­ще­ства под пред­во­ди­тель­ством Мур­зил­ки.

Пер­вое впе­чат­ле­ние от ви­зу­аль­но­го ряда: пест­ро, урод­ли­во. Мрач­но­ва­тые фо­но­вые за­ри­сов­ки, непри­вле­ка­тель­ные тон­ко­но­гие пер­со­на­жи, цве­то­вая гамма – от гряз­но-си­не­го и фи­о­ле­то­во­го до ко­рич­не­во­го. Минут через де­сять глаз адап­ти­ру­ет­ся к пред­ла­га­е­мым об­сто­я­тель­ствам и, вроде, ни­че­го, за­бав­но. Впро­чем, у со­вре­мен­ных детей свое­об­раз­ные эс­те­ти­че­ские при­стра­стия. По­лю­би­ли же они по­ке­мо­нов и те­ле­пу­зи­ков. Ну, внеш­ность, ко­неч­но, не глав­ное… Мо­де­ли по­ве­де­ния пер­со­на­жей вы­зы­ва­ют порой недо­уме­ние. Что ка­са­ет­ся по­учи­тель­но­сти, скры­той во всех про­из­ве­де­ни­ях, ад­ре­со­ван­ных в первую оче­редь детям, вы­во­ды на­пра­ши­ва­ют­ся неод­но­знач­ные. Взять хотя бы эпи­зод, когда Знай­ка на­хо­дит­ся в за­лож­ни­ках, с ним ко­кет­ни­ча­ет по­мощ­ни­ца Бар­ра­ба­са Леди Фи – «ро­ко­вая жен­щи­на» в крас­ном. Знай­ка со­всем не со­про­тив­ля­ет­ся неж­но­му обо­льще­нию – но когда в га­зе­те по­яв­ля­ют­ся ком­про­ме­ти­ру­ю­щие фо­то­гра­фии, он вопит, что его под­ста­ви­ли. Во­об­ще Знай­ка весь­ма непри­ят­ный тип: вред­ный, ту­по­ва­тый, са­мо­влюб­лен­ный и неук­лю­жий тол­стяк, стре­мя­щий­ся к при­зна­нию и ав­то­ри­те­ту у дру­гих оби­та­те­лей ска­зоч­но­го го­род­ка. Незнай­ка – «се­рень­кий», за­жа­тый ком­плек­сом млад­ше­го брата, ку­рьер, раз­во­зя­щий га­зе­ты, ко­то­рый все время па­да­ет с ве­ло­си­пе­да, во что-то вре­за­ет­ся и при­но­сит этим массу хло­пот окру­жа­ю­щим. Его никто не вос­при­ни­ма­ет все­рьез, и толь­ко в экс­тре­маль­ной си­ту­а­ции он «рас­кры­ва­ет­ся», всту­пая в борь­бу со зло­де­ем.

Бес­спор­ное до­сто­ин­ство кар­ти­ны – зву­ко­вое ре­ше­ние. Озву­чи­ва­ли ге­ро­ев за­ме­ча­тель­ные ак­те­ры – Ген­на­дий Ха­за­нов (Мур­зил­ка), Эм­ма­ну­ил Ви­тор­ган (Бар­ра­бас) – на фото, Юрий Галь­цев (Про­фес­сор Бром) и дру­гие. Бла­го­да­ря их уме­нию вла­деть го­ло­сом как ин­стру­мен­том для пе­ре­да­чи эмо­ций и со­зда­ет­ся ха­рак­тер­ность об­ра­зов. Без звука по­нять, какой посыл несут изоб­ра­жа­е­мые су­ще­ства, было бы слож­но.

Со­зда­те­ли «Незнай­ки и Бар­ра­ба­са» вполне до­воль­ны по­лу­чив­шим­ся ре­зуль­та­том своих ста­ра­ний, за­няв­ших два с по­ло­ви­ной года. Пла­ни­ру­ет­ся вы­пу­стить про­дол­же­ние эпо­пеи. Мульт­фильм «Незнай­ка и Бар­ра­бас» дол­жен при­влечь зри­тель­ское вни­ма­ние. И не по­то­му, что рос­сий­ская муль­ти­пли­ка­ция нуж­да­ет­ся в пре­сло­ву­той под­держ­ке для даль­ней­ше­го раз­ви­тия или из-за пре­вос­ход­но­го ка­че­ства этого про­дук­та. Про­сто по­доб­ное зре­ли­ще дей­стви­тель­но боль­ше под­хо­дит для се­мей­но­го про­смот­ра в вы­ход­ной день, неже­ли кар­ти­ны о сек­су­аль­ных ча­я­ни­ях аме­ри­кан­ских ти­ней­дже­ров.

Ека­те­ри­на НА­СЕД­КИ­НА.

Фото Алек­сандра АЛЕЙ­НИ­КО­ВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


2 комментария

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Томила будущего мужа
Уандер на Рождественской елке
С днем рождения, Дима!
Обновленный La Scala открылся!
Враги Дитера Болена собрались в Москве
Новый солист Queen
На Новый год в… консерваторию!
Брамс в Москве
«Ария» готовится к юбилею
«Форум» в Кремле
Коротко
Стивен Тайлер стал дедушкой
Лео ненавидит Доусона
Пахнет по-мужски
Ищет молодого любовника
Признания Куин Латифы
Полностью обнаженная
«Примадонна» в работе
Снова в фильме мужа
Любвеобильная Анджелина


««« »»»

Hy-phen-a-tion