«Офелия»: Шекспир для детей

 Офелия

Как же пе­чаль­но на­блю­дать за тем, как ис­то­рия про ге­ро­и­ню одной из самых из­вест­ных тра­ге­дий Уи­лья­ма Шекс­пи­ра на твоих гла­зах пре­вра­ща­ют в на­ив­ную сказ­ку для детей. Имен­но так по­сту­пи­ла ре­жис­сёр Клер Мак­Кар­ти в своей кар­тине «Офе­лия», ко­то­рая фо­ку­си­ру­ет­ся на од­но­имён­ной ге­ро­ине «Гам­ле­та». Од­на­ко, как нам за­ве­ря­ют на пер­вых же се­кун­дах филь­ма, эта ис­то­рия от­ли­ча­ет­ся от того, что было у Шекс­пи­ра, и нас ждёт рас­сказ о ре­аль­ной судь­бе Офе­лии – с экра­на от­кры­тым тек­сом го­во­рят, мол, не спе­ши­те за­ка­ты­вать глаза, мы вам рас­ска­жем то, что вы ещё не зна­е­те, про­сто по­тер­пи­те пер­вые минут 15. Как ока­за­лось, тер­петь при­ш­лось все 114 минут хро­но­мет­ра­жа. 

 

Дей­ству­ю­щие лица: мо­ло­дая дво­рян­ка Офе­лия (Дэйзи Ридли); ко­ро­ле­ва дат­ская и мать Гам­ле­та Гер­тру­да (Наоми Уоттс), взяв­шая под своё по­пе­чи­тель­ство юную Офе­лию; ко­роль дат­ский Клав­дий (Клайв Оуэн); брат Офе­лии Лаэрт (Том Фел­тон), а также сам Гам­лет (Джордж Мак­Кэй). По сути, нам пред­ла­га­ют воль­ный пе­ре­сказ пьесы Шекс­пи­ра, но толь­ко осве­щая все клю­че­вые мо­мен­ты с точки зре­ния Офе­лии. И, ко­неч­но, впи­сав всё это в дет­ский рей­тинг и пре­вра­тив ге­ро­и­ню тра­ге­дии в самую на­сто­я­щую дис­не­ев­скую прин­цес­су, у ко­то­рой все­гда чи­стое ли­чи­ко, кра­си­вое пла­тье и даже при­чёс­ка со­хра­ня­ет свою иде­аль­ность после того, как ге­ро­и­ня с го­ло­вой оку­на­ет­ся в озеро – неуже­ли уже в 16 веке ис­поль­зо­ва­ли во­до­от­тал­ки­ва­ю­щий лак для волос? «Офе­лия» ― это такая шекс­пи­ров­ская пьеса, где всё самое ин­те­рес­ное про­ис­хо­дит, не сни­мая одеж­ды и не про­ли­вая крови. В боль­шин­стве слу­чае. Ибо в ко­неч­ном итоге нам по­ка­жут об­на­жён­ную спину Ридли в един­ствен­ной по­стель­ной сцене и по­ка­жут то, как меч в очень кра­си­вом пред­фи­наль­ном эпи­зо­де всё-та­ки про­ты­ка­ет чьё-то серд­це. Од­на­ко бук­валь­но в сле­ду­ю­щей же сцене Мак­Кар­ти го­во­рит зри­те­лю, якобы у Шекс­пи­ра всё было жёст­ко и кро­ва­во, на самом же деле всё было по-дру­го­му: почти никто не погиб, да и во­об­ще мир пре­кра­сен, да­вай­те лю­бить друг друга. 

 

Дэйзи Ридли может быть бес­ко­неч­но оча­ро­ва­тель­ной в «Звёзд­ных вой­нах», но как до­ка­зал сна­ча­ла по­лу­раз­вле­ка­тель­ный «Во­сточ­ный экс­пресс» Браны, а те­перь и более дра­ма­тич­ная «Офе­лия» Мак­Кар­ти, у ак­три­сы се­рьёз­ные про­бле­мы с ак­тёр­ской игрой. Она по­про­сту не умеет остав­лять после себя хоть ка­кое-ни­будь впе­чат­ле­ние, ладно, в «Экс­прес­се» у неё была роль не глав­ная, хоть и важ­ная, здесь же она в цен­тре по­вест­во­ва­ния, од­на­ко ни одной дей­стви­тель­но за­по­ми­на­ю­щей­ся сцены со своим уча­сти­ем в филь­ме даже вы­де­лить нель­зя. Как во­об­ще можно со­пе­ре­жи­вать стра­да­ни­ям ак­три­се, когда у неё по лицу про­ка­ты­ва­ет­ся одна иде­аль­ная сле­зин­ка, но при этом её глаза не то чтобы крас­ные, они аб­со­лют­но сухие. Наоми Уоттс, имея куда мень­ше экран­но­го вре­ме­ни, но ис­пол­няя сразу две роли в филь­ме, при­ко­вы­ва­ет вни­ма­ние к себе на­мно­го эф­фек­тив­нее. 

 

Чем «Офе­лия» на самом деле ра­ду­ет, то это за­ме­ча­тель­ной опе­ра­тор­ской ра­бо­той Ден­со­на Бэй­ке­ра, несколь­ки­ми очень удач­ны­ми му­зы­каль­ны­ми ре­ше­ни­я­ми (осо­бен­но в пред­фи­наль­ной сцене) и, ко­неч­но же, де­ко­ра­ци­я­ми, пла­тья­ми и при­чёс­ка­ми. Все эти кра­си­вые замки, мел­кие до­миш­ки, улоч­ки, слов­но из «Страш­ных ска­зок» Мат­тео Гар­роне, вы­гля­дят очень кра­си­во, по­гру­жая зри­те­ля в те да­лё­кие вре­ме­на, то же де­ла­ют и рос­кош­ные пла­тья, ско­рее всего, спе­ци­аль­но сши­тые под каж­дую ак­три­су. Тем не менее порой слиш­ком за­мет­но, что Клер Мак­Кар­ти из­ряд­но по­ла­га­ет­ся на ви­зу­аль­ную кра­со­ту своей кар­ти­ны, от­кро­вен­но за­бы­вая об увле­ка­тель­ном по­вест­во­ва­нии. А как мы пом­ним, Шекс­пи­ра ше­дев­ры в наших серд­цах на веки место за собой за­стол­би­ли не лишь кра­со­та­ми сло­же­ния сти­хов, но и гра­ци­ей, бур­но­стью по­вест­во­ва­тель­ных ру­чьёв.

Офе­лия (Ophelia)

Год: 2018

Стра­на: США

Жанр: драма, ме­ло­дра­ма

Ре­жис­сер: Клер Мак­Кар­ти

Сце­на­рий: Lisa Klein, Семи Чел­лас

Про­дю­сер: Дэни­эл Боб­кер, Сара Кер­тис, Пол Хэн­сон

Опе­ра­тор: Ден­сон Бэй­кер

Ком­по­зи­тор: Сти­вен Прайс

Ху­дож­ник: Дэвид Уо­р­рен, Ми­ро­слав Вач­карж, Мас­си­мо Кан­ти­ни Пар­ри­ни

Мон­таж: Люк Данк­ли

В ролях: Дэйзи Ридли, Наоми Уоттс, Клайв Оуэн, Том Фел­тон, Джордж Мак­Кэй, Дэйзи Хэд, Се­бастьян де Соуса, До­ми­ник Мафэм, Анна Раст, Девон Тер­релл

Ми­ро­вая пре­мье­ра: 22 ян­ва­ря 2018

Про­дол­жи­тель­ность: 114 мин. / 01:54


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Перов о «Машине Времени». И времени
«Воспоминания о солдате»: Баллада о рассеянном солдате


««« »»»

Hy-phen-a-tion