О турецком оружии

Рубрики: [Telegram]  

В Рос­сии при­вык­ли к еже­год­ным от­че­там о силе рус­ско­го ору­жия и его экс­порт­ном по­тен­ци­а­ле, но даже сквозь ис­клю­чи­тель­но по­ло­жи­тель­ные ре­пор­та­жи из рай­о­нов бо­е­вых дей­ствий про­са­чи­ва­ет­ся ин­фор­ма­ция о том, что «не так уж всё и хо­ро­шо».

Тем ра­зи­тель­нее на этом фоне по­зи­ции уже даже не аме­ри­кан­ско­го, а ту­рец­ко­го ору­жия. А в 2019 и осо­бен­но в 2020-м осо­бен­но за­мет­ны­ми стали успе­хи ту­рец­ких бес­пи­лот­ни­ков, в первую оче­редь — мо­де­ли Bayraktar TB2. Пока в Рос­сии из-за став­шей недо­ступ­ной под­санк­ци­он­ной на­чин­ки всё никак не рас­пи­лят бюд­жет не по­ста­вят на крыло «Орион» и «Охот­ник», ту­рец­кие БПЛА уже сей­час стоят на во­ору­же­нии ВС Тур­ции, Ка­та­ра, Азер­бай­джа­на, Укра­и­ны.

Ту­рец­кие ору­жей­ни­ки во­об­ще даром вре­ме­ни не те­ря­ли. После при­хо­да к вла­сти сул­та­на Эр­до­га­на раз­ви­тие соб­ствен­но­го ору­жей­но­го про­из­вод­ства стало одним из на­ци­о­наль­ных при­о­ри­те­тов, при­чём, от­нюдь не на бу­ма­ге — по всей Тур­ции от­кры­лись несколь­ко де­сят­ков новых про­из­водств, а ста­рые ком­па­нии по­лу­чи­ли новые ком­пе­тен­ции и за­ка­зы. Дошло до того, что Тур­ция стала свое­об­раз­ным «Ки­та­ем» на рынке ору­жия, пре­жде всего — граж­дан­ско­го. В ка­кой-то мо­мент ту­рец­кие ружья стали пред­став­лять на­сто­я­щую угро­зу рос­сий­ским ору­жей­ни­кам и на при­лав­ках оте­че­ствен­ных ма­га­зи­нов, тем более, что тур­кам уда­лось до­ста­точ­но быст­ро и успеш­но за­нять нишу аме­ри­кан­ских и ев­ро­пей­ских про­из­во­ди­те­лей, по­ки­нув­ших рос­сий­ский рынок из-за санк­ций и па­де­ния курса рубля. Ста­биль­ное по­ступ­ле­ние фи­нан­сов от про­даж «про­сто­го ору­жия» даёт боль­ше воз­мож­но­стей для со­зда­ния и про­из­вод­ства ору­жия вы­со­ко­точ­но­го. Та­ко­го как тот же Bayraktar TB2 от Baykar Makina.

Baykar Makina — ком­па­ния очень непро­стая. Нач­нем с того, что сын ос­но­ва­те­ля, ин­же­нер, тех­ни­че­ский ди­рек­тор и со­вла­де­лец ком­па­нии Сель­чук Бай­рак­тар яв­ля­ет­ся зятем пре­зи­ден­та Тур­ции Ре­джеп Тайип Эр­до­га­на. Со­вер­шив рез­кий взлет от на­со­сов и КПП к бес­пи­лот­ни­кам, ком­па­ния Baykar уже в 2004 раз­ра­бо­та­ла, а в 2007 на­ча­ла про­да­жи пер­во­го ту­рец­ко­го лёг­ко­го БПЛА Bayraktar Mini. Но под­лин­ным успе­хом и на­сто­я­щим кош­ма­ром для «вра­гов Тур­ции и вра­гов дру­зей Тур­ции» стал имен­но Bayraktar TB2.

Ни для кого не сек­рет, что успеш­ное при­ме­не­ние Bayraktar TB2 в Ид­ли­бе, Ливии, а те­перь и в Азер­бай­джане осу­ществ­ля­ет­ся про­тив со­вет­ских и рос­сий­ских об­раз­цов во­ен­ной тех­ни­ки. В той же Ливии из-за «роя БПЛА» вой­ска ге­не­ра­ла Хаф­та­ра ли­ши­лись почти по­ло­ви­ны своей груп­пи­ров­ки ПВО, вклю­чая рос­сий­ские «Пан­цирь-С». Трёх­ка­наль­ная си­сте­ма управ­ле­ния почти не остав­ля­ет шанса воз­дей­ство­вать на БПЛА сред­ства­ми РЭБ, а под­ни­мать каж­дый раз са­мо­лёт ради от­но­си­тель­но ма­ло­за­мет­но­го дрона не все­гда по­лу­ча­ет­ся. Роль БПЛА в по­бе­дах ан­ти­хаф­та­ров­ских Сил Пра­ви­тель­ства на­ци­о­наль­но­го со­гла­сия в Ливии была столь ве­ли­ка, что нашла своё от­ра­же­ние в эм­бле­ме но­во­го «Объ­еди­нен­но­го ко­ман­до­ва­ния» — до этого по­доб­ной чести удо­ста­и­вал­ся разве что толь­ко Ав­то­мат Ка­лаш­ни­ко­ва.

Тем вре­ме­нем, у Тур­ции на под­хо­де тя­же­лый Bayraktar Akıncı, осна­щен­ный укра­ин­ски­ми тур­бо­вин­то­вы­ми дви­га­те­ля­ми АИ-450С. Гру­зо­подъ­ём­ность Akıncı за­мет­но выше TB2 — 1350 кг про­тив 55, это уже со­по­ста­ви­мо с аме­ри­кан­ским MQ-9 Reaper. Если Тур­ция (в чём нет со­мне­ний) про­дол­жит и даль­ше в таком же темпе за­во­ё­вы­вать не толь­ко рынки, но и гос­под­ство в небе, то для Рос­сии в этих небе­сах скоро не оста­нет­ся места.


 Методичка


Оставьте комментарий



««« »»»

Hy-phen-a-tion