КАКАЯ ГАДОСТЬ!

– эта ваша заливная рыба! – говаривал в сердцах герой фильма “Ирония судьбы”. Какая гадость! – приговаривают сегодня герои рекламных роликов шестого канала. Какая гадость! – думаю и я, глядя, как в мутном водоеме обновленного ТВ-6 опять забурлило.

На этот раз с негромким хлюпаньем и невнятным пофыркиванием на поверхности водоема засуетилась еще одна рыбешка – продюсер канала Александр Левин.

Первых лиц давно не видно. Забились рыбки в ил и пережидают шторм. Второй состав тоже стал менее приметен, ибо занят заглатыванием всех возможных хозяйственно-финансовых крючков, заброшенных умелыми рыбаками. Некогда воинственные бойцовые особи и вовсе утратили живость и цвет. На баррикадах наших героев более не видать. И мало-помалу чувство неприязни к этой комсомольско-номенклатурной компании вроде стало притупляться. Новые, MTV-шного толка, заставки ТВ-6, неплохие молодежные проекты (“За стеклом”, “Земля-воздух”) почти было заставили пересмотреть свое отношение к незадачливым “борцам за свободу слова”. Но тут, как назло, зашустрили перед глазами новые персонажи.

Появление на страницах газет рассуждений продюсера Левина успешно вернули расслабившегося зрителя на исходные позиции. Поспособствовало тому заявление целителя душ человеческих, что своим творчеством он “снимает с человека налет ханжества, как катаракту”. Имеется в виду, что регулярный просмотр шоу “За стеклом” нивелирует показную добродетельность, и зритель перестает быть лицемером. То есть мы имеем шанс увидеть ряд сограждан в их естественном виде.

Лечение, надо сказать, нелегкое, поскольку отнимает в среднем от двух до четырех часов телеэфирного времени в день. Если добавить к этому освоение спецвыпусков и прочих материалов печатных информационных спонсоров с обязательным прослушиванием спонсорского же радиоэфира, то работу на время лечения точно придется бросить.

Однако цель того достойна. Ибо вместо ханжи, изображающего из себя приличного человека, мы получим объект, делающий то, что он хочет, и говорящий ровно то, что думает. То есть каждый доктор Джекилл превратится в мистера Хайда. (“Доктор Джекилл и мистер Хайд” – фантастическая повесть Стивенсона, пережившая несколько экранизаций и повествующая о том, как ученый изобрел и испробовал на себе эликсир, раскрепощающий дурные стороны человеческой натуры. Несчастный стал по ночам превращаться в насильника и убийцу и, как нетрудно догадаться, плохо кончил).

Пока цивилизованное человечество учится скрывать свои естественные порывы, то есть плодит лицемеров и ханжей (ибо всякое воспитание есть школа лицемерия), продюсер Левин собирается этот налет устранить. Чтобы каждый мужик, к примеру, мог сказать незнакомой даме:

У вас такая задница, что я, блин, дар речи потерял!

А дама могла – в ответ – источник текста прихлопнуть. И то, и другое будет начисто лишено налета ханжества и лицемерия. Благая цель специалиста по катарактам, не замечающего бревна в собственном глазу, – прояснить человеку его истинную суть и выпустить обновленным на свободу! То есть подать гражданина окружающим ровно таким, какой он есть.

Кстати, во времена прежнего НТВ на юбилей Александра Татарского его телевизионные друзья и товарищи сделали очень смешной спецвыпуск программы “Тушите свет!”. Лев Новоженов изъяснялся в нем исключительно матом, равно как Хрюн, Степан и прочие персонажи передачи. Этот выпуск, разумеется, не был в эфире, но если снять с телевизионщиков налет ханжества, именно таким и будет наше телевидение. Спрашивается, что же Левин не начнет с себя? Почему в эфир выходит ханжеский вариант передачи “Тушите свет!”, а сами экс-НТВшники наслаждаются единственным, по-настоящему смешным, ее выпуском?

И вообще, кто такой этот Левин? Про эту серую рыбку известно немного, поскольку она обитает на больших глубинах. В прошлом продюсер НТВ, режиссер-постановщик “Кукол”, продюсер многих ТВ-проектов, один другого хуже (взять хотя бы “Процесс”), а в совсем далеком прошлом – студент, обучавшийся мастерству режиссуры во ВГИКе (если, конечно, Интернет не врет).

С режиссурой, как показала практика, у Александра не сложилось, зато в среде неграмотных телевизионщиков магическое слово “ВГИК” оказалось для Левина пропуском в VIP-зону ТВ-Олимпа. И вправду, для какого-нибудь экс-преподавателя высшей школы КГБ, вроде Евгения Киселева, выпускник Института Кинематографии, даже если он распоследняя бездарь, все равно “мастер”. Поэтому несостоявшемуся киношнику было отдано на откуп самое дорогое. Беззащитное тело ТВ-6, которое несостоявшийся кинорежиссер стал пичкать совершенно несовместимыми телевизионными продуктами. И как следствие – интоксикация!

В результате затошнило и наивного зрителя. То он, бедняга, как бы “на MTV”, откуда умело слизаны новые “шестерочные” отбивки, то в морге с “Дорожным патрулем”, то в совковом убожестве “Граней”, то в молодежном азарте “За стеклом”, то в кайфе между “землей и воздухом” Василия Уткина. Таких перепадов не выдержит ни один вестибулярный аппарат.

Но самым невероятным продуктом ТВ-6 стали анонсы передач. Не успел зритель оправиться от изумления, взирая на младенца в памперсах, якобы балдеющего от “Итогов”, как появился новый шедевр рекламного искусства. В межпрограммном пространстве киселевского детища поселилась мерзейшая парочка обывателей. Любимое занятие которой – подглядывать в замочную скважину, сладострастно приговаривая:

– Какая гадость!

Отвлекает вуайеристов от подсматривания за согражданами программа “За стеклом”, поскольку, с точки зрения создателей рекламного шедевра, тоже является гадостью.

Что именно подразумевается под словом “гадость”, не вполне понятно, но из другого эпизода с этой же парочкой явствует, что особь женского пола вообще не способна оторваться от просмотра программ ТВ-6 и особенно программы “Сейчас”, в то время, как заброшенный самец все время пытается привлечь ее внимание и занимается подглядыванием исключительно в поисках самоудовлетворения, поскольку сожительница не обращает на него никакого внимания. Бедняга, видимо, не достаточно гадок.

Меткое сопоставление левинскими сотрудниками программ “За стеклом” и “Сейчас” нельзя воспринять никак иначе, кроме как намек. Вопрос – на что? На то, что новости ТВ-6, мол, гадость? Или на то, что зритель канала настолько туп, что вообще не видит разницы между передачами и просто пялится на цветное пятно?

Вот и получается, что с одной стороны, продюсер канала Александр Левин вроде бы из кожи вон лезет, чтобы завоевать молодежную аудиторию, а с другой – его анонсы посылают телезрителям маячки весьма конкретного содержания: ТВ-6 – канал для убогих. Из рекламных роликов явствует, что базовым зрителем ТВ-6 является самая недостойная часть населения. Именно для них, оказывается, лезут из кожи вон ребята “За стеклом” и именно для них трудится новостийная команда ТВ-6. Так, во всяком случае, считает продюсер канала. И получается, что происходящее на канале есмь гадость, а target-группа киселевской команды – мерзкие ханжи предклимактерического возраста, преимущественно женского пола.

Не надо быть большим специалистом, чтобы усвоить простое правило – реклама строится на отождествлении. Памперсы рекламируют младенцы, а не кошки с собаками, прокладки – девушки репродуктивного возраста, а не пенсионерки, “КамАЗ” – простой мужик, а не модник, пьющий продвинутое пиво. Поэтому гадкая парочка с ТВ-6 и персонифицирует среднестатистического зрителя, для которого живет & трудится руководство осколка гусинской империи. А сам Александр Левин в этом контексте представляется тем самым ханжой, которого обрисовали в своих роликах создатели оных.

Благодаря передаче “За стеклом” мы имеем возможность разглядеть под лупой не столько самих ребят, которые ни на секунду не забывают, что на них смотрят, сколько человека, давшего застеколью зеленый свет. Он, в отличие от героев шоу, совершенно не отдает себе отчета в том, что разделся перед публикой. Исполняющий обязанности телевизионного мозга Евгения Киселева с удовольствием красуется перед журналистами, как голый король перед толпой, и изрекает всякую ерунду типа того, что “телевидение существует для того, чтобы влиять на общественное сознание”. Что равносильно заявлению будто бы солнце существует для того, чтобы обогревать землю.

В своих интервью super-ханжа высокопарно декларирует, что его “интересуют взаимоотношения между людьми, а не физиологические проявления”. Но, спрашивается, если горе-продюсера так увлекает психология, а телевидение он рассматривает как орудие влияния, что же он раскручивает на все лады раздевание, подслушивание и подглядывание? Почему оставляет без внимания “высокое”, а упоминает только о “низком”? Почему не рекламирует свое детище как уникальную возможность ознакомится с бытом и нравами другого поколения, как психологическую помощь родителям в вечном конфликте отцов и детей, как напоминание молодежи о том, что бремя славы недаром называют “бременем”… Короче, вариантов масса, но выбран один – подглядывание. То есть обращается ТВ-лекарь вовсе не к доктору Джекиллу. А исключительно к мистеру Хайду. Поскольку судит, по всей видимости, по себе и своему окружению.

Тайное всегда становится явным. Как ни стараются рулевые шестой кнопки позиционировать себя как рафинированных интеллигентов, скрыть реальное положение дел не удается. Ибо суровая действительность заключается в том, что костяк ТВ-6 – это презренные ханжи. Жалкие лицемеры, которые в прошлой жизни тусовались по райкомам, а в нынешней строят из себя вдохновенных борцов за демократические ценности. Дабы понравиться общественности, они строят из себя брезгливых интеллектуалов, хотя на деле, судя по всему, являются вульгарными вуайеристами.

Гадость, она у каждого своя. И для нормального зрителя гадость – не молодежь за стеклом и даже не новости ТВ-6, а заливная рыба по-киселевски, которая только и делает, что на все лады “заливает”. Да потихонечку гниет. С головы.

Но как продекларировал незабвенный куртуазный маньерист Вадим Степанцов в своей “Истории с гимном” (из цикла “Русский кибер-парень”):

– Врете, гнойные мутанты! Нас теперь не обмануть!

М.ЛЕСКО.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

УЧЕБНИК ДЛЯ “АВАРИИ”
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО: ПРЕЗЕНТАЦИЯ…
ДЕТСКИЙ САД – ШТАНЫ НА ЛЯМКАХ
ЗЕМФИРА ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Синема
Уикэнд
СОФИЯ РОТАРУ СМЕНИЛА ИМИДЖ


««« »»»